Основные виды факторинга

Понятие факторинга
Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты, пришел в Россию с Запада. Английское слово factoring образованно от слова factor, имеющего такие значения, как комиссионер, агент, посредник. Факторинг — это выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.
Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), т. е. те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту — факторинговой компании, именуемой фактором .
Схема факторинга (в данном случае факторинга с уплатой и финансированием) выглядит достаточно просто:
- поставка товара на условиях отсрочки платежа;
- уступка права требования долга по поставке банку;
- выплата досрочного платежа (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки; оплата за поставленный товар;
- выплата остатка средств (от 10% после оплаты покупателем) за минусом комиссии.
Виды факторинга
В настоящее время существует ряд разновидностей факторингового обслуживания. Увеличение числа видов факторинга происходит по мере внедрения этого инструмента в обычную практику ведения бизнеса. Стоит выделить лишь четыре основных вида факторинга, которые будут значимы для компании-поставщика.
Факторинг с уплатой
Суть его заключается в следующем: организация-поставщик пере дает дебиторскую задолженность клиента факторинговой компании, при этом суммы за товар поступают по мере уплаты клиентом долга. При использовании факторинга с уплатой сильно снижаются риски и процент вознаграждения факторинговой компании, но нельзя значительно и в короткие сроки увеличить сумму оборотных средств.
Факторинг с уплатой и финансированием
Этот вид факторингового обслуживания предполагает, что компания-поставщик получает сразу же до 90% от всей суммы дебиторской задолженности причем сразу же после предъявления оригиналов отгрузочных документов факторинговой компании. Остаток суммы фирма-поставщик получает после закрытия клиентом всей задолженности. Данный вид факторинга позволяет организации-поставщику значительно и в самые короткие сроки увеличить объем оборотных средств, но при этом растут риск и комиссионное вознаграждение фактору.
Факторинг с регрессом
Использование данного вида факторинга будет эффективно, если компанияпоставщик планирует с помощью внедрения факторинга значительно нарастить клиентскую базу, работающую по такой схеме, и увеличить объемы дебиторской задолженности, которую передадут в управление фактору. При этом процент комиссионного вознаграждения будет снижаться пропорционально росту количества клиентов и дебиторской задолженности, переданной в управление факторинговой компании.
Факторинг без регресса
Комиссионное вознаграждение остается неизменным независимо от количества клиентов и объемов дебиторской задолженности. Знание о сущности видов факторинга и об их отличиях позволит компании-поставщику более грамотно спланировать внедрение факторинга, а также найти именно тот вид, использование которого будет наиболее выгодно.
По материалам статьи: Князев С.В. Факторинг как механизм улучшения взаимоотношений с клиентами // Управление корпоративными финансами, №3, 2005 г.