теория и практика бизнеса

Менеджмент и бюрократия

Чем бюрократия может повредить коммерческой организации и что с ней делать.
Менеджмент и бюрократия

Почему бюрократия необходима

Уже само по себе слово «бюрократия» является в достаточной мере ругательным. Большинство менеджеров, пытающихся отстроить новый бизнес, обещают не делать систему бюрократической, в чем жестоко ошибаются. Как только система превышает определенные численные рамки, как только теряется возможность решать все оперативные вопросы на коротких летучках, как только каждый член управленческой команды теряет возможность следить за каждым событием на фирме, следует выделять и разграничивать обязанности управленцев. А это уже бюрократия.

Чем менее четко делает это руководитель, чем более расплывчаты обязанности и права членов его команды, чем менее четко определены каналы прохождения служебной информации, тем больше «бардака» он протаскивает на предприятие под флагом борьбы с бюрократией. Рано или поздно, так или иначе, в определенный момент это приведет к тому, что он не получит от подчиненных ключевой информации, не добьется исполнения важного распоряжения, окажется заваленным ворохом второстепенных вопросов. И на все это честные и, в общем, неглупые сотрудники совершенно искренне будут отвечать: «А я думал, Василь Сергеич вам сказал», «А я думал, Маша сделала», «Ну мне казалось, вы это решите лучше».

Рост бюрократии

Теперь, разобравшись с необходимостью бюрократии, можно поговорить, чем она плоха. При том, что бюрократ всегда был любимой мишенью сатиры до такой степени, что четкая работа чиновника по решению вопроса стала восприниматься как нонсенс, почему-то очень редко упоминается одна главная особенность бюрократической системы. Это вполне разумное существо. Существо, живущее, кормящее себя и видящее своей целью расширение и воспроизводство самой себя. Это не значит, что каждый конкретный бюрократ, сидя за рабочим столом, постоянно думает на темы «как бы мне увеличить и усложнить аппарат», «как бы мне осложнить жизнь нижестоящим каким-нибудь циркуляром».

В большинстве своем, вопреки распространенному мнению, бюрократы — это люди, старающиеся добросовестно исполнять свои обязанности, следовать служебным инструкциям (что, в общем, хорошо) и действительно желающие процветания своей фирме и успехов своему ведомству. Однако при просмотре некоторых служебных документов и инструкций создается впечатление, что совещание руководства проходило под девизом «что-то больно сладко живется нашим людям».

Решения, нужные системе, приходят в головы бюрократов легко и естественно, как сигнал мозга поступает в мышцы пальца или века. И это неудивительно, ведь они в той же мере — часть этой системы, как мышцы — части тела. И зарплату (цель его прихода в систему) ему платит эта система, что он кожей чувствует. И ошибается руководитель, считающий себя этим мозгом. Мозг этот сидит в самой системе и материального воплощения в нашем трехмерном мире, по-видимому, не имеет. И работает он на развитие системы, а не на решение тех задач, для которых она создавалась. А развитие системы — это ее усложнение, количественное увеличение и подчинение себе все больших сфер жизни своей воле.

Так и получается, что каждый начальник отдела, подавая служебную записку о расширении штата, совершенно искренне убежден, что ему не хватает людей, а подавая проект введения очередного лицензирования и сертифицирования, действительно думает, что улучшает ситуацию в этой области. Остановить этот поток невозможно, потому что эти записки принимаются и рассматриваются обычно частями той же системы.

Таким образом, на предприятии формируется ситуация, когда над тонким слоем средне и плохо оплачиваемых работников формируется мощная, превышающая их по численности, значительно лучше оплачиваемая надстройка бюрократов, постоянно нормирующая, контролирующая и заорганизовывающая работу первых до такой степени, что уже эти работники вынуждены посвящать большую часть своего времени всевозможным отчетам, а не исполнению своих обязанностей (между прочим, по зарабатыванию денег и для бюрократии в том числе).

Разумеется, описанная ситуация не может не привести к краху системы. Обычно оттягивает печальный конец только то, что конкуренты представляют собой аналогичные структуры. Но праздник не может длиться вечно, и праздник бюрократии в том числе. Рано или поздно система жиреет до такой степени, что начинает умирать от «закупорки» сосудов. Начать себя «лечить от ожирения» система может, только если увидит реальную опасность своего положения, что, как правило, случается слишком поздно. Но даже если это и произойдет, скорее всего, занимаясь самооздоровлением, система решится сделать не больше, чем необходимо для сохранения ее существования, но никак не для поднятия ее эффективности.

Борьба с бюрократией

Распространенной мерой, на которую обычно идет система, является внутренний хозрасчет и бюджетирование. Идеи, несмотря на «модерновость» терминов, стары как мир. При определенном стечении обстоятельств это дает неплохие результаты. На время, потому что выделенные подсистемы мгновенно заболевают недугами системы, породившей их.

Кроме того, далеко не всякий технологический цикл может быть разбит на самостоятельные структурные подразделения. В принципе, если на пароходе машинное отделение будет отчислять плату кочегарам за поданное тепло, а штурман — выставлять счет капитану за каждый произведенный расчет, то, скорее всего, судно, выйдя из порта, мгновенно окажется на рифе. К сожалению, это не так очевидно в случае с банком или заводом.

Но самая большая проблема не в этом. Та же система до последнего постарается не выпустить подсистему из под жесткого и детального контроля, мирясь даже с ее неэффективностью, что вполне может свести на нет все усилия. Возможность оценить тенденцию и степень опасности сможет только руководитель, поставивший себя вне системы или над ней. Но этого никогда не сможет сделать человек, избравший своей мотивировкой власть над людьми. Потому что игра в бюрократию — это его игра.

Человек, стремящийся заработать, позволяет бюрократии сформироваться и по мере сил старается контролировать этот процесс. Он может позволить себе не быть частью системы. Но человек, стремящийся к власти, формирует систему ради того самого управления и, соответственно, становится ее частью. Его взгляд, как взгляд человека изнутри, сильно искажен, и реакция может быть фатально запоздалой. Да и не всякий лис решится отгрызть лапу, попавшую в капкан. Может подумать, что и пронесет. А вот пастух более менее легко расстается с заболевшими животными. Увидеть бюрократический недуг в полной мере сможет только руководитель, сумевший посмотреть на систему со стороны. Вылечить ее может только команда, делающая это со стороны (пусть формально и вошедшая внутрь системы).

По материалам статьи: Степанов Д. Этюды о совершенно мудром менеджере // Менеджмент сегодня, №2, 2001 г.

Читайте также:
Понятие CPIC и характеристика основных этапов цикла по улучшению качества работы фирмы.
Краткий разбор понятия "эффективность" применительно к какому-либо бизнес-процессу.
Определение маркетинговой эффективности и действия по ее оценке.
Как издательско-полиграфическая фирма «Эгри-92» автоматизировала управленческий учет.
Аспекты оценки, элементы, принципы и цели сбалансированная система показателей для оценки маркетинговой деятельности.
Что мешает вам делегировать выполнение задач свои подчиненным.
Как проанализировать эффективность рекламной кампании в сети Интернет с помощью систем веб-аналитики.
17:04
255
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Работа с отзывами, как важный фактор повышения качества обслуживания клиентов
Цифровые технологии изменили бизнес: клиенту достаточно сделать пару кликов, чтобы найти цену пониже, выбор пошире, расположение поудобнее.
Функциональный подход к управлению и его минусы
Преобладающее число современных компаний созданы по функциональному либо иерархическому принципу.
Преимущества факторинга для поставщика
Факторинг — это выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.
Основные виды факторинга
Факторинг — это новый финансовый механизм, относительно недавно появившийся на российском рынке. В основном им занимаются банки.
Типы клиентов в продажах
Для более эффективного взаимодействия с клиентами необходимо не только знать общие рекомендации, но и понимать типологию, особенности людей, с которыми мы взаимодействуем.
Факторы  качества обслуживания клиентов
​Можно выделить три фактора, которые имеют решающее значение для достижения успеха при работе с клиентами.
Рекламное сообщение: стратегия расширения границ
​Сегодня можно говорить о появлении новой стратегии рекламного воздействия, используемой во всем мире, — стратегии расширения границ рекламных сообщений.
КОММЕНТАРИИ
ВикТипы клиентов в продажах 21 день назад
А еще есть тип клиентов, которым фиг что продашь.
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
АртурЧто такое фундаментальный анализ? 2 месяца назад
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.