теория и практика бизнеса

Искусство управления: 16 стратегий Чжугэ Ляна (181-234 гг. н.э.)

Советы по управлению государством лот китайского мыслителя и государственного деятеля Чжугэ Ляна.
Искусство управления: 16 стратегий Чжугэ Ляна (181-234 гг. н.э.)

Немного о Чжугэ Ляне

Чжугэ Лян был выдающимся государственным деятелем эпохи Трех Царств (220-280 гг. н. э.). Военный ученый и политик времени правления Восточной Династии Хан (25–200 гг.) и периода Трех Царств. Чжугэ Лян творчески подходил к управлению, превосходно умел взаимодействовать с высшими чинами и отличался скромностью и умеренностью в личной жизни. Внешне суровый, но милосердный на деле, он более 20 лет всецело и искренно посвящал себя внутреннему реформированию страны. В период правления Чжугэ Ляна активно развивались экономика и право, это было время стремительного роста благосостояния государства. Для объединения страны он подавил волнения на Юге и предпринял несколько экспедиций, чтобы развивать Центральный Китай. Чжугэ Лян оказал огромное влияние на политическую, военную и литературную историю Китая. Чжугэ Лян написал много трактатов, среди которых «Пятьдесят черт генерала» («Liang Wan Wu Shi Pian») и «Искусство управления — шестнадцать стратегий», которые были широко известны военному и политическому сообществам.

Чжугэ Лян «Искусство управления»

Опишем в общих чертах 16 стратегий, разработанных Чжугэ Ляном.

Стратегия 1. Управление государством

Управление государством подобно ведению домашнего хозяйства. Важнейший фактор в подобной ситуации — установление основных правил, в соответствии с которыми и будут решаться все остальные вопросы. Следовательно, основание, на котором стоит дом, целиком зависит от его главы.

Стратегия 2. Взаимоотношения между правителем и подданными

Правитель должен милостиво обращаться с подданными, которые должны быть ему верны. Кто не лоялен правительству, тот не будет эффективно служить своему господину. Для того чтобы этого не случилось, правитель должен быть справедливым, заботиться об интересах своих подданных и обращаться с ними как с членами собственной семьи. Взаимное уважение принесет более значительные плоды, чем просто подчинение и приказ.

Стратегия 3. Умение смотреть и слушать

Сущность этой стратегии заключается в способности правителя замечать мельчайшие происшествия и слышать тихие звуки, которые часто остаются без внимания. Мудрый правитель должен замечать мельчайшие детали фактов и быть в состоянии разглядеть действительную причину недовольства за простой жалобой. Идея состоит в том, что внутренняя стабильность ведет к стабильности внешней и наоборот. Мудрец — это тот, кто может воспринять другую точку зрения. Это не означает, что взгляды правителя должны быть изменчивыми, ему необходимо также иметь свои приоритеты и нормы.

Стратегия 4. Умение воспринимать советы

Принцип заключается в умении правителя прислушиваться к советам и выбирать ту стратегию, которая подходила бы для подданных. Подчиненные должны не бояться критиковать правителя, если его действия направлены на реализацию его личных устремлений. Критика может предостеречь правителя от неподобающей политики. Если государь не способен воспринимать открытые и честные заявления своих подданных, он будет окружен раболепными и злыми негодяями, которые будут скрывать истинное положение дел, и это принесет несчастье стране. Как утверждает Конфуций, нет стыда в том, чтобы последовать совету менее образованного. Как хорошее лекарство часто бывает горьким, так и хороший совет может быть неприятным.

Стратегия 5. Умение быть восприимчивым

Эта стратегия направлена на умение различать цвета и не смешивать музыку с шумом. Конфуций сказал: «Мудрый правитель беспокоится не о том, что другие не могут понять его, а том, может ли он понимать других». Чтобы понимать других, правитель должен быть восприимчивым, т. е. обращать внимание на мотивы действий каждого из своих подданных. При этом необходимо быть очень острожным, правильно определяя эти побуждения.

Стратегия 6. Умение управлять людьми

Для управления людьми правитель должен воспитывать их и знать, что можно от них ожидать. Необходимо, чтобы подданные имели возможность осмыслить его намерения и планы и смогли дать оценку политике правительства. Это обеспечивается понятным и доступным сводом законов, обязательных для исполнения. Если подданные едины и лояльны правительству, страна будет процветать.

Стратегия 7. Выбор людей 

Принцип заключается в том, чтобы назначить на ключевые посты способных и решительных людей, которые смогут контролировать льстецов и корыстных негодяев. Страна, во главе которой стоят умелые лидеры, подобна дому, опирающемуся на мощные колонны. Если же колонны малы, дом рухнет, как не устоит и страна, если во главе стоят некомпетентные люди. Для правителя очень важно найти людей, которые помогут ему управлять страной.

Стратегия 8. Оценка эффективности работы

Для того чтобы держава оставалась могущественной, процветающей, свободной от коррупции, важно уметь правильно оценить работу правительственных чиновников. Выдающихся служащих необходимо продвигать по службе, а неисполнительных и неспособных — смещать с государственных должностей. Деятельность чиновников должна оцениваться с точки зрения общепринятых убеждений людей. Недальновиден правитель, видящий лишь сиюминутную выгоду. Он руководствуется личными предпочтениями в оценке чиновников, что неизбежно приведет к коррумпированности правительственной администрации. Таким образом, критерием оценки деятельности чиновников должно служить лишь их реальное содействие успеху государственного управления. Правитель, руководствующийся личными чувствами и предпочтениями, опасен.

Стратегия 9. Военное управление

Стране нужна сильная армия, чтобы успешно обороняться и предотвращать внутренние споры. Мобилизация армии и защита страны — важные факторы, решения по которым не могут приниматься опрометчиво. Передвижения войск должны быть тщательно спланированы. Осмотрительность и необходимость тщательного планирования являются одним из важнейших принципов Чжугэ Ляна. Необходимо, чтобы народ поддерживал армию, войска были хорошо тренированы, и солдаты должны точно знать, за что награждают и за что наказывают. Правитель должен понимать стратегию врага и быть хорошо осведомленным о том, что происходит на поле сражения. В этом случае даже малая, но хорошо подготовленная армия способна нанести поражение превосходящему по численности, но плохо подготовленному противнику.

Стратегия 10. Награды и наказания

Правитель, который хочет, чтобы его администрация работала честно и эффективно, должен уметь награждать хороших работников и наказывать нерадивых. Награды и наказания должны быть честными и беспристрастными. Необходимо, чтобы подчиненные знали, за что их наградят и за что накажут. При этих условиях люди будут лояльны правителю и будут твердо следовать его законам.

Стратегия 11. Эмоции

Правитель должен сохранять чувство собственного достоинства и, полностью контролируя себя, не давать волю своим эмоциям. Он может показать свое возмущение, но не теряя головы. Он должен контролировать себя всегда, будь то горе или радость. Он может быть радостным, но не легкомысленным. Правитель не имеет права подвергать опасности интересы страны только потому, что ему нужно дать выход собственному недовольству. Правитель не должен быть увлечен личными делами настолько, чтобы забыть о государственном управлении.

Стратегия 12. Необходимость контролировать хаос

Чтобы не допускать беспорядков в стране, правитель должен решать насущные проблемы прежде второстепенных. Но в первую очередь, ему следует проверять себя и исправлять собственные ошибки и только затем контролировать других. В таком случае он будет пользоваться заслуженным уважением. Реформы следует проводить постепенно и аккуратно, в соответствии с существующими государственными условиями, чтобы они не стали причиной дальнейших беспорядков. Кроме этого, применение насилия при беспорядках недопустимо.

Стратегия 13. Воспитание и распоряжения

Правитель, который мягок по отношению к самому себе, но требователен по отношению к подданным, проводит неверную политику. Наоборот, сочетание требовательности к себе и к окружающим приносит хорошие плоды. Тот, кто сам не выполняет свои законы, не сможет заставить других следовать им, и страна окажется в хаосе. Сущность стратегии такова: загляни в себя, прежде чем приказывать другим.

Стратегия 14. Перед лицом трудностей

Подданные обязаны всегда подчиняться установленным государством законам и предписаниям. Наказание нарушивших закон должно совершаться быстро и решительно, чтобы неповиновение не стало причиной дальнейшего, еще большего вреда.

Стратегия 15. Смотреть в будущее

Недальновидный правитель, не составляющий планов на будущее, неизбежно столкнется с трудностями. Однако ему не следует брать всю ответственность и заботы на себя, особенно те, которые не связаны непосредственно с ним или его положением. Для осуществления намеченных планов надо предвидеть все возможные факторы, влияющие на этот процесс, и принять меры предосторожности, чтобы предотвратить повторное воздействие этих факторов. Это умение особенно важно для государя, так как надежды и чаяния всех его подданных связаны с ним. Страна будет находиться в упадке, если во главе стоит лидер, не прикладывающий усилий для успешного осуществления планов.

Стратегия 16. Развитие наблюдательности 

Чтобы понимать сущность различных людей и окружающую обстановку, необходимо умение наблюдать. Кто лучше всего справляется с уборкой дома, пусть занимается этим, а кто обладает умом мудреца, пусть будет советником при правителе или генералом армии. Это означает, что правитель должен уметь направлять силы и умения различных людей в нужное русло, чтобы они, реализуя свои способности, могли способствовать процветанию страны. Разные люди обладают разным опытом и навыками. Талантливый руководитель умеет извлекать пользу из способностей окружающих людей, что помогает ему преодолевать трудности.

По материалам статьи: Лоу Суй Пхен, Бен С. К. Ли "Восток и Запад: развитие навыков лидерства для управления проектами в строительстве" // Менеджмент-дайджест, №2, 2004 г.

Читайте также:
Как провести анализ субкультур, имеющихся в организации, и использовать их для ее целей.
Как быстро приспособиться к ускоряющимся изменениям во внешней среде фирмы.
Понятие CPIC и характеристика основных этапов цикла по улучшению качества работы фирмы.
Авторы делятся опытом внедрения системы бюджетирования на а ООО «Омсквинпром».
Определение финансового контроллинга, его функции, подсистемы и их взаимосвязь.
Компетенции топ-менеджера, его в место в системе управления компании и условия эффективной работы.
Основные положения технологии контроля эффективности работы персонала в режиме реального времени.
16:35
178
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Зачем нужен маркетинг?
Некоторые директора и владельцы своего бизнеса считают рекламу и маркетинг неизбежным злом .
Каналы маркетинговых коммуникаций в сегменте b2b
Выбор оптимальных каналов коммуникации — одна из главных задач специалиста по коммуникациям, при этом он должен осуществляться в рамках единой стратегии.
Как понравиться работнику: факторы привлекательности работодателя
Чем компания может привлечь нужного ей специалиста.
Оценка работы контакт-центра (на пример банка)
Для оценки качества обслуживания клиентов операторами целесообразно применение комбинированного показателя качества, состоящего из нескольких методов оценки.
Методика оценки эффективности работы офисов банка
​Несмотря на желание банков перевести клиентов в каналы самообслуживания, офисы продолжают оставаться основной точкой контакта.
Менеджмент и бюрократия
Чем бюрократия может повредить коммерческой организации и что с ней делать.
Планирование продаж, как инструмент мотивации для сотрудников
Как превратить процесс планирования сбыта в мотивирующий фактор для менеджеров и продавцов.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...