теория и практика бизнеса

Управленческая решетка

Одним из самых известных поведенческих подходов в изучении менеджмента является использование теории управленческой решетки.
Управленческая решетка

Понятие управленческой решетки

Теория управленческой решетки разработана исследователями Робертом Блейком и Дж. Моутоном в 1964 г. Две наиболее важные ее составляющие — производство и люди. Эти факторы олицетворяют дилемму, с которой сталкивается руководитель проекта. Он обязан достичь цели проекта (производство) и в то же время управлять подчиненными (люди).

Производство напрямую связано с практическими результатами: показателем прибыльности и выгодой компании (по количественным и качественным характеристикам). Производство будет эффективным, если будут измеряться прибыль и время, необходимое для завершения работы, если не будут превышены возможности бюджета и будет достигнут заданный уровень качества.

Человеческий фактор проявляется по-разному. Некоторые руководители направляют свои усилия на контроль за подчиненными и их работой. Другой способ достижения эффективной работы подчиненных — это постоянная демонстрация руководителем доверия, уважения и поддержки своих сотрудников. В зависимости от отношений между руководителем проекта и подчиненными специалистами, последние могут воспринимать требования начальства с энтузиазмом или с негодованием, увлечением или апатией.

Управленческая решетка представляет собой набор сценариев, описывающих, как надо использовать свой интеллект и способности в рабочих взаимоотношениях с другими или для достижения посредством других определенных результатов.

На рисунке представлена матрица возможных способов управления. Из общего числа позиций (81) выделены пять основных.

1.1 Ослабленное управление. 

Руководители сводят до минимума свое вмешательство в деятельность сотрудников и контроль над производством, остаются нейтральными в конфликтах. Они лишь стараются, чтобы все шло по плану.

1.9 «Управление загородным клубом». 

Руководители уделяют большое внимание людям (стараются завоевать их доверие, избегают конфликтов) и почти не уделяют внимания производству. Их цель — чтобы люди были довольны.

9.1 Власть и контроль. 

Руководители уделяют большее внимание производству, чем людям. Они стремятся контролировать работу сотрудников и добиваться наилучшего выполнения поставленных задач. При этом нормальные отношения в коллективе и творческий подход к делу считаются необязательными.

5.5 «Середина дороги» (Бюрократическое управление). 

Руководители стараются балансировать между производством и людьми, не отдавая предпочтения ни одному из этих факторов.

9.9 Коллективное управление. 

Этот стиль руководства считается идеальным. Такие менеджеры уделяют достаточно внимания как процессу производства, так и людям. Они способны вдохновить служащих на достижение высших результатов, идут на компромиссы и восприимчивы к переменам, сознавая их необходимость.

В своем исследовании Блейк и Моутон пришли к выводу, что стиль руководства, представленный в позиции 9.9, является наиболее эффективным для организаций.

Поведенческие элементы и принципы позиции 9.9 управленческой решетки 

Инициатива

Инициатива выражается в демонстрации своих организаторских способностей. Целеустремленный и энергичный руководитель способен поддерживать производитель ность труда на высоком уровне. Инициатива может исходить также от любого сотрудника.

Запрос

Это способ получения всеобъемлющей информации, при котором все ключевые стадии и аспекты работы оцениваются аналитически, что способствует более полному пониманию проблемы. На практике этот способ осуществляется при помощи всей команды.

Защита

Сотрудники должны выражать и развивать уже сложившиеся в команде убеждения, а их собственные, еще не сформировавшиеся мнения должны обсуждаться в коллективе с позиции логики и разума. Необходимо, чтобы этот порядок находил поддержку и защиту со стороны руководства.

Решения

Часто в процессе «запроса» и «защиты» решения проблем становятся самоочевидными, а не рождаются как выражение исключительной воли руководителя. Решения имеют большое значение для сотрудников, и при коллективном управлении обязательным условием являются их понимание и согласие тех, кто имеет непосредственное отношение к делу.

Критика

Позиция 9.9 также подразумевает объективную критику, постоянный анализ и переосмысление не только решений, но и целей их принятия. Это дает убежденность, что процесс будет эффективным на всех его этапах

Основные принципы позиции 9.9 управленческой решетки.

  1. Открытое взаимодействие имеет большое значение для развития ли ной и общественной ответственности.
  2. Конфликты решаются совместными усилиями путем сопоставления различных точек зрения на основе понимания и согласия.
  3. Ответственность каждого за свои действия возможна только при делегировании власти и управления.
  4. Совместное решение проблем обеспечивает активное вовлечение сотрудников в производство и стимулирует их творческое мышление.
  5. Управление на основе целей.
  6. Обучение путем получения опыта в процессе работы, а также с помощью критики.

По материалам статьи: Лоу Суй Пхен, Бен С. К. Ли "Восток и Запад: развитие навыков лидерства для управления проектами в строительстве" // Менеджмент-дайджест, №2, 2004 г.

Читайте также:
Как провести анализ субкультур, имеющихся в организации, и использовать их для ее целей.
Как быстро приспособиться к ускоряющимся изменениям во внешней среде фирмы.
Понятие CPIC и характеристика основных этапов цикла по улучшению качества работы фирмы.
Авторы делятся опытом внедрения системы бюджетирования на а ООО «Омсквинпром».
Определение финансового контроллинга, его функции, подсистемы и их взаимосвязь.
Компетенции топ-менеджера, его в место в системе управления компании и условия эффективной работы.
Основные положения технологии контроля эффективности работы персонала в режиме реального времени.
16:11
83
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Зачем нужен маркетинг?
Некоторые директора и владельцы своего бизнеса считают рекламу и маркетинг неизбежным злом .
Каналы маркетинговых коммуникаций в сегменте b2b
Выбор оптимальных каналов коммуникации — одна из главных задач специалиста по коммуникациям, при этом он должен осуществляться в рамках единой стратегии.
Как понравиться работнику: факторы привлекательности работодателя
Чем компания может привлечь нужного ей специалиста.
Оценка работы контакт-центра (на пример банка)
Для оценки качества обслуживания клиентов операторами целесообразно применение комбинированного показателя качества, состоящего из нескольких методов оценки.
Методика оценки эффективности работы офисов банка
​Несмотря на желание банков перевести клиентов в каналы самообслуживания, офисы продолжают оставаться основной точкой контакта.
Менеджмент и бюрократия
Чем бюрократия может повредить коммерческой организации и что с ней делать.
Планирование продаж, как инструмент мотивации для сотрудников
Как превратить процесс планирования сбыта в мотивирующий фактор для менеджеров и продавцов.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...