теория и практика бизнеса

Что такое эффективность?

Краткий разбор понятия "эффективность" применительно к какому-либо бизнес-процессу.
Что такое эффективность?

Семантика понятия "эффективность"

Раскроем семантику понятия эффективности. Вообще, термин «эффект» многозначен. Из всех его значений нашим целям отвечает лишь одно: эффект — это действие, производимое чем-либо, результат такого действия. Отсюда «эффективный» — это дающий эффект, результативный, действенный. Таким образом, эффективность — это свойство действия давать эффект. Поскольку действие — это процесс функционирования какого-то объекта (системы), то эффективность — это способность данного процесса производить эффект. В общем случае по отношению к цели рассматриваемого действия эффект качественно может быть как положительным (позитивным), так и отрицательным (негативным). Поэтому эффективность — это не просто способность давать эффект, а именно действенность такой способности, т. е. результативность, соотнесенная с затратами ресурсов всех видов (материальных, энергетических, информационных, временных, человеческих и т. п.).

Поскольку эффективность — это свойство действия (процесса), то распространенное словосочетание «эффективность системы» семантически некорректно. Правильно будет: эффективность процесса функционирования системы. Обобщая все ранее сказанное и принимая в качестве объекта рассмотрения целенаправленные системы, в частности, оргсистемы, дадим определение понятию эффективности.

Эффективность — это комплексное свойство («качество») целенаправленного процесса функционирования системы (ЦПФС), характеризующее его приспособленность к достижению цели реализуемой этой системой операции (к выполнению стоящей перед системой задачи).

Под операцией, или целенаправленным процессом функционирования системы, понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенной цели. Цель — это желаемый исход операции. Из данного определения следует, что, поскольку эффективность — это качество операции, то методы ее исследования должны опираться на основные положения науки о качестве, получившей название «квалиметрия».

Понятие качества

Прежде всего следует обратить внимание на неоднозначность понятия качества. Необходимо различать его философскую и потребительскую интерпретации, в связи с которыми оно имеет следующие определения:

— качество — это наличие существенных признаков, свойств, особенностей (атрибутов), отличающих один предмет или явление от других;

— качество — это то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-нибудь или чего-нибудь.

Легко заметить, что оба определения недостаточно четкие, поскольку содержат последовательности неоднородных «синонимов»: признаки/свойства/ особенности в первом случае, свойство/достоинство/степень пригодности — во втором. Причем понятие свойства входит в оба определения.

Исходя из того, что речь идет о качестве потребительском, приходим к такому определению: качество — это совокупность существенных (атрибутивных) свойств объекта, т. е. свойств, обусловливающих его пригодность для использования по назначению. Из множества свойств, присущих любому процессу, для характеристики ЦПФС существенными являются лишь его операционные свойства (атрибуты), которые и определяют качество данного целенаправленного процесса. 

ЦП-эффективность

К существенным (операционным) свойствам ЦПФС относятся:

  • результативность целенаправленного процесса (ЦП);
  • ресурсоемкость ЦП;
  • оперативность ЦП.

В совокупности эти свойства порождают комплексное свойство «ЦП-эффективность», присущее только операциям.

Результативность ЦП характеризуется получаемым в его ходе целевым эффектом, т. е. результатом, ради которого и проводится операция.

Ресурсоемкость ЦП характеризуется расходом операционных ресурсов всех видов (материально-технических, энергетических, информационных, временных, финансовых, человеческих и т. п.), требующихся для проведения операции и получения целевого эффекта. 

Оперативность ЦП характеризуется расходом операционного времени, т. е. времени, требующегося для достижения цели операции. Из всего сказанного следует, что качество операции, т. е. ее эффективность, не может быть охарактеризовано ни одним из перечисленных частных (единичных) свойств ее результатов в отдельности, а определяется их совокупностью — комплексом, включающим в себя три группы компонент.

Таким образом, эффективность — это комплексное свойство ЦПФС, которое представляет собой совокупность существенных (атрибутивных) свойств его результатов в отдельности и определяется их совокупностью — комплексом, включающим в себя три группы компонент: результативность, ресурсоемкость, оперативность.

По материалам статьи: Зиновьева И.В. Методика оценки эффективности при исследовании оргсистем // Менеджмент сегодня, №6, 2002 г.

Читайте также:
05:28
970
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

НОВЫЕ СТАТЬИ

Что обуславливает успех краудфандингового проекта?
Основные факторы успеха продвижения и важные аспекты продвижения в социальных сетях.
Рост спроса на услуги по банкротству
​Проблемы банков и компаний, связанные с кризисов 2008 года.
Основные ошибки в интернет-маркетинге
Определим самые типичные ошибочные подходы к использованию Сети, а затем рассмотрим каждый из них более подробно.
Сбор данных о клиентах в гостиничном бизнесе
Рассмотрим подробнее такие элементы модели, как клиентская база данных отеля.
Портрет российских потребителей услуг приват-банкинга
Статья о характеристиках клиентов, покупающих услуги приват-банкинга.
Аутсорсинг администрирования СУБД
​Практически каждая компания использует аутсорсинг в различных сферах своей деятельности: аутсорсинг печати, клининг, сопровождение функционирования оборудования (серверов, многофункциональных устройств) и т. д.
Риски банка при выдаче ипотечного кредита
В настоящее время в зависимости от области действия механизма ипотечного кредитования можно выделить два вида ипотеки: ипотеку первичного и вторичного жилья.

КОММЕНТАРИИ

ВикТипы клиентов в продажах 10 месяцев назад
А еще есть тип клиентов, которым фиг что продашь.
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.