теория и практика бизнеса

Гудвилл и нематериальные активы: сходство и различия

Сравнение учета гудвилла и нематериальных активов в РПБУ и МСФО.
Гудвилл и нематериальные активы: сходство и различия

В современных условиях рыночной экономики одна из главных целей постоянно развивающейся компании – рост стоимости бизнеса. 

Понятие гудвилла

В высокой степени значительная стоимость предприятия определяется деловой репутацией, воздействующая на большое количество сфер бизнеса. Данная категория активов в международной практике носит название «гудвилл».

Доля гудвилла в активах компаний стран мира устанавливается в пределах от 45 до 76% . Таким образом, присутствие у организации гудвилла, который способен генерировать дополнительный доход, значительно увеличивает стоимость ее активов.

Сам по себе гудвилл представляет собой бренд, престиж, контакты, клиенты и кадры предприятия. Некоторый нематериальный капитал, который можно оценить и занести на специальный счет. Оценка гудвилла – это разница между стоимостью активов организации и суммой, за которую ее можно продать как имущественный комплекс. Поэтому гудвилл может быть как положительным, так и отрицательным. По большей части ему отводится большая роль при поглощениях и слияниях. Подобные определения приводятся в экономических словарях.

В Российской практике бухгалтерского учета гудвилл привыкли называть деловой репутацией компании. Произошло слово от англоязычного сочетания good will, что в буквальном переводе значит «добрая воля». Таким образом, гудвилл – это добрая воля, готовность покупателя заплатить большую или меньшую сумму, чем «вес» всех чистых активов приобретаемой компании.

Необходимо отметить ключевые учетные вопросы гудвилла, к которым относятся:

  • первоначальное признание и оценка;
  • последующая оценка, которая сводится к обесценению;
  • раскрытие информации в финансовой отчетности.

Таким образом, в процессе приобретения экономического субъекта сумма, которая уплачена за чистые активы предприятия, не сходится с суммой данных приобретаемых чистых активов, по этой причине образуется разница (переплата или скидка с цены). Задачей учета является объяснение образования данной разницы.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности гудвилл представляет собой отдельную категорию активов фирмы, в то время как в отечественной практике исследователи, как правило, относят гудвилл к нематериальным активам предприятия.

Отличия гудвилла от нематериальных активов

Так как гудвилл имеет тесную связь с нематериальными активами, для понимания понятия «гудвилл» следует установить его главные отличия от нематериальных активов.

Согласно Международным стандартам бухгалтерской отчетности нематериальные активы представляют собой «идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической формы». Для отражения нематериального актива в финансовой отчетности предприятия он должен соответствовать определенным критериям. Необходимо отметить, что существуют различия в использовании Российских стандартов бухгалтерской отчетности (РПБУ) и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Отличия в учете нематериальных активов в РПБУ и МСФО

Одним из таких отличий является условие подтверждения исключительных прав в составе стандарта для признания актива нематериальным. Так, в соответствии с РСБУ для признания актива в качестве нематериального необходимо наличие оформленных документов, которые подтверждают существование самого актива и соответствующего исключительного права, в международной практике для такой цели могут использоваться и другие юридические основания. Так, согласно МСФО, в состав нематериальных активов могут входить ноу-хау, лицензии и т.д.

Существенные различия в учете нематериальных активов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Отличия в учете нематериальных активов в РПБУ и МСФО

РПБУ МСФО
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное

выполнение следующих условий:

– отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

– возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

– использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

– использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

– организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

– способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

– наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.)

Критериями признания НМА являются: идентифицируемость, контроль над ресурсами, способность приносить в будущем экономические выгоды.

Актив удовлетворяет критерию идентифицируемости, когда он может быть отделен от организации для последующей продажи, передачи, лицензирования, сдачи в аренду или обмена или возникает из договорных или других юридических прав вне зависимости от того, являются ли эти права передаваемыми или отделяемыми от данной организации или других прав и обязанностей.

Актив удовлетворяет критерию контроля над ресурсами, если организация имеет право на получение будущих экономических выгод, поступающих от лежащего в основе ресурса, и может ограничить доступ других организаций и лиц к этим выгодам.

Способность организации контролировать будущие экономические выгоды может вытекать не только из юридических прав, которые могут быть принудительно осуществлены в судебном порядке, но и из иных обстоятельств, в частности из юридически закрепленного ограничения доступа к информации.

Будущие экономические выгоды, проистекающие из НМА, могут включать выручку от продажи товаров или услуг, экономию затрат или другие выгоды, являющиеся результатом использования актива организацией

По данным табл. 1 можно сделать вывод, что в процессе оценки нематериальных активов следует учитывать особенности российских и международных бухгалтерских стандартов. Также необходимо обратить внимание на разницу в трактовке принципа идентифицируемости актива.

Таким образом, в соответствии с ПБУ 14/2007 положительная деловая репутация представляет собой надбавку к цене, которая уплачивается покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретением неидентифицируемых активов и учитывается как отдельный инвентарный объект.

Отрицательный гудвилл

Приобретенная деловая репутация амортизируется линейным способом в течение 20 лет (но не более срока деятельности предприятия). Отрицательная деловая репутация является скидкой с цены, которая предоставляется покупателю.

В российских правилах бухгалтерского учета не определено руководств на случай образования отрицательного гудвилла. Как правило, отрицательный гудвилл учитывают как доходы будущих периодов и списывают на финансовые результаты компании равномерно на протяжении 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Согласно МСФО гудвилл не является нематериальным активом по причине того, что не является идентифицируемым активом, т.е. его нельзя продать отдельно от предприятия. В финансовой отчетности деловая репутация отображается отдельной строкой от других нематериальных активов, которые являются идентифицируемыми. Отрицательный гудвилл образуется в результате покупки по сниженной цене и является прибылью от данной операции. Отрицательный гудвилл признается как прочие доходы в консолидированном отчете о совокупном доходе.

Подводим итоги

Анализ понятия «гудвилл» представлен в табл. 2.

Таблица 2

Анализ понятия «гудвилл»

Таким образом, по данным табл. 2 можно выделить ряд характеристик, которые позволят разграничить понятия «гудвилл» и «НМА»:

– невозможность достоверной оценки ожидаемых денежных потоков от гудвилла на этапе его формирования;

– быстрое обесценение в случае отрицательного воздействия конкурирующих предприятий;

– неспособность выступать самостоятельным объектом сделок.

По материалам статьи: Телегина Т.О. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ГУДВИЛЛА: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ // Финансовый менеджмент, 2017, № 3

Читайте также:
Кратко о концепции управления стоимостью фирмы и ее основных принципах.
Ненужные лиды могут вам пригодиться. Ведь их можно продать.
Результаты исследования работы музыкальных кафе в крупных городах России.
15:13
405
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Ребрендинг компании: этапы проведения
​Ребрендингом называют изменение фирменного стиля. Это может касаться как компании в целом, так и отдельной торговой марки.
Недостатки скоринга, как инструмента оценки платежеспособности
Кредитный скоринг — инструмент оценки платежеспособности лица, основанная на численных статистических методах.
Работа тренинговых групп: основные принципы
Вкратце опишем преимущества тренинговых групп, правила их работы, состав и ролевые позиции участников.
Использование социальных медиа на примере продвижения мегасобытий
Сегодня, помимо традиционных масс-медиа, организаторы мегасобытий увеличивают количество «точек касания» с целевой аудиторией за счет социальных медиа.
Что такое холл-тест
Холл-тест (hall-test) – это метод маркетинговых исследований, предполагающий тестирование отдельных качественных характеристик товаров в закрытом помещении (hall).
Мобильная реклама: перспективы роста
Ожидается, что к концу 2018 г. доля мобильной рекламы увеличится более чем вдвое и будет составлять 50,9% всей цифровой рекламы в мире.
Особенности поведения потребителей в социальных сетях
​В современном информационном обществе роль социальных сетей стремительно возрастает, что обуславливает их важность для продвижения товаров.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...