теория и практика бизнеса

Коллекторский бизнес в России: на чем зарабатывают коллекторские агентства

Структура бизнеса по взысканию долгов, его текущее состояние и перспективы развития.
Коллекторский бизнес в России: на чем зарабатывают коллекторские агентства

Согласно оценкам Национальной ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), ежегодно при помощи коллекторов на досудебной стадии закрывается около 2 млн долговых дел, что сопоставимо с объемами, отработанными судебными приставами (рис. 1 ).

Рисунок 1. Структура рынка коллекторских услуг.

В среднем около 70% долгов банки взыскивают самостоятельно, а оставшиеся 30% передают коллекторам, в портфеле которых более 90% приходится на долги по банковским кредитам, преимущественно необеспеченным. Как правило, банки на ранних стадиях задолженности предпочитают работать сами, давая возмож­ность собственным коллектор­ским подразделениям собирать «сливки», как говорят на профессиональном сленге коллекторы. Коллекторам же в работу уходит в основном более проблемная просрочка на поздних стадиях - от 1 до 3 лет и дольше. Из-за кризиса эта тенденция только усугубилась, и некоторые банки, ранее передававшие часть «свежей» просрочки внешним агентствам, значительно снизили ее объемы или вовсе прекратили это делать.

Структура рынка взыскания задолженности

Несмотря на динамичное развитие рынка микрофинансирования в России, доля долгов МФО в структуре портфелей коллекторов невелика, около 5%. Основная причина заключается в кри­тическом уровне проблемности должников микрофинансовых организаций, которые выдают под огромные проценты небольшие ссуды представителям социальных групп высокого риска, преимущественно состоящих из малоимущих граждан, берущих кредит «до получки» на предме­ты первой необходимости. Кроме того, некоторые микрофинансовые организации прибегают к весьма специфичным способам взыскания долгов, которые порой выходят за грань закона и мора­ли. В основном такие методы, непозволительные для профессиональных коллектор­ских агентств, используют небольшие региональные МФО.

Портфели коллекторов также формируются долгами страховых компаний, организаций ЖКХ и операторов связи, на которые совокупно приходится 2-3%. Сегмент корпоративных долгов составляет около 1% рынка. Все эти сегменты довольно сильно различаются по принципам и методикам взыскания, поэтому становятся уделом узкоспециализированных компаний, сосредо­точенных каждая на своей нише.

Основная часть коллекторского бизнеса состоит из дистанци­онного взыскания, так называемого soft collection, на долю которого приходится около 90-95% объемов взыскания. Речь идет о высокоавтоматизированных колл-центрах, в которых заняты пре­имущественно молодые работники, ведущие переговоры с долж­никами под запись и при строгом контроле старших менеджеров.

По форме сотрудничества кол­лекторский бизнес подразделяется на рынок агентских услуг взыскания, когда коллектор возвращает долги по договору за комиссию, и рынок цессии (переуступка прав требования), когда коллекторы выкупают долги у банков и иных организаций. По данным ПКБ/ НСВ, последние 5 лет более опережающими темпами растет рынок цессии (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика рынка взыскания долгов.

Рынок цессии

До 2014 г. агентский рынок по размерам значительно превосходил рынок цессии - в среднем более чем в 2 раза. После пика роста в 2010-2011 гг. его темпы роста немного снизились, но по-прежнему оставались доволь­но высокими при среднегодовом уровне около 22%. Но с 2012 г. сделки по продаже долговых портфелей начали активно набирать обороты, заметно опережая по темпам роста объемы агентских передач. Так, всего за три года объемы цессии тогда вырос­ ли почти в 3,5 раза, со 127 млрд руб. в 2012-м до 438 млрд в 2014 г., впервые обогнав по объемам рынок агентских передач, который за тот же период вырос лишь в 1,5 раза - с 263 млрд до 409 млрд руб.

Под воздействием кризисных факторов с 2014 г. перевес рынка цессии приобрел ярко выражен­ный характер. Банкам станови­лось все сложнее справляться с бурным ростом просрочки по розничным кредитам, которая выросла за 2014-2015 гг. в два раза. Кредитные организации стали еще активнее распродавать проблемные долги вместо того, чтобы держать их на балансе и создавать под них резервы. Объ­емы цессии продолжили расти, достигнув 529 млрд руб. в 2015-м и 579 млрд в 2016 г. Объем долгов, переданных по агентской схеме, впервые за весь период существо­вания рынка упал в 2015 г. на 10%, до 368 млрд руб., немного восстановившись в 2016 г. В целом с 2010-го по 2016 г. объем долгов, выставленных на продажу, вырос в 8,5 раза, а объем агентских передач - лишь в 2,7 раза. При этом, по оценке НАПКА, процент закрытых сде­лок заметно увеличился: с 55% в 2015-м до 70% в 2016 г., продолжив положительную тенденцию в первом полугодии 2017 г. Сделки цессии сильно поде­шевели, начав падение еще в 2012 г.: тогда просроченные долги приобретались по цене 4,4% от номинального портфеля, и лишь за 2,2% - в 2013 г. Средняя цена сделки с 2013-го по 2015 г. упала почти в 2,5 раза, до рекордных 0,9% от номинала из-за крайне низкого качества продаваемых портфелей, но в 2016 г. немного поднялась - до 1,1%. По прогнозам НСВ/ПКБ, незначительный рост продолжится и составит около 1,3% по итогам 2017 г. Рост цен обусловлен «омоложением» продаваемых долгов, поскольку банкам невыгодно долго держать их на балансе. Кроме того, коллекторы, чья цессионная активность просела в 2015 г. на фоне нехватки ликвид­ности, в 2016 г. стали выходить из режима экономии.

Текущая ситуация

К началу 2016 г. градус неопределенности относительно глубины кризиса несколько спал, валютная турбулентность стихла, и у потенциальных покупателей появились свободные средства и уверен­ность в завтрашнем дне. По структуре проданных в прошлом году портфелей замет­но выросли доли потребительских кредитов - с 37,1 до 50,9% и кредитных карт - с 25,8 до 42,6%, а доля целевых кредитов упала с 35,2 до 5,5%. По-прежнему преобладают долги возрастом 1-2 года, их доля увеличилась на 4% по сравнению с 2015 г. При этом в 10 раз (с 0,5 до 5,0%) подскочила доля «свежей» просрочки до 1 года, а среди долгов со сроком 2-4 года наблюдалось снижение (до 10%). Также отмечается существенный рост продаж в сегментах с крупными суммами - свыше 50 тыс. руб.

По материалам статьи: Гудков В.Г. Актуальность коллекторского бизнеса в России: от истоков к современности // Банковское дело, 2017, № 8.
Читайте также:
Характеристика потребителей услуг микрофинансовых организаций. Статистика рынка.
Наиболее известные и эффективные методы оценки качества заемщика и уровня риска невозврата кредита.
Ненужные лиды могут вам пригодиться. Ведь их можно продать.
На примере микрофинансовой организации "Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края".
Кредитный скоринг — инструмент оценки платежеспособности лица, основанная на численных статистических методах.
05:00
239
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Ребрендинг компании: этапы проведения
​Ребрендингом называют изменение фирменного стиля. Это может касаться как компании в целом, так и отдельной торговой марки.
Недостатки скоринга, как инструмента оценки платежеспособности
Кредитный скоринг — инструмент оценки платежеспособности лица, основанная на численных статистических методах.
Работа тренинговых групп: основные принципы
Вкратце опишем преимущества тренинговых групп, правила их работы, состав и ролевые позиции участников.
Использование социальных медиа на примере продвижения мегасобытий
Сегодня, помимо традиционных масс-медиа, организаторы мегасобытий увеличивают количество «точек касания» с целевой аудиторией за счет социальных медиа.
Что такое холл-тест
Холл-тест (hall-test) – это метод маркетинговых исследований, предполагающий тестирование отдельных качественных характеристик товаров в закрытом помещении (hall).
Мобильная реклама: перспективы роста
Ожидается, что к концу 2018 г. доля мобильной рекламы увеличится более чем вдвое и будет составлять 50,9% всей цифровой рекламы в мире.
Особенности поведения потребителей в социальных сетях
​В современном информационном обществе роль социальных сетей стремительно возрастает, что обуславливает их важность для продвижения товаров.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...