теория и практика бизнеса

Оперативный финансовый контроллинг: основные этапы

Элементы управления и основные этапы процесса оперативного контроля финансовых показателей.
Оперативный финансовый контроллинг: основные этапы

Для того чтобы можно было оперативно влиять на финансовую ситуацию и осуществлять управленческие мероприятия по выявленным отклонениям показателей, необходимо осуществлять мониторинг с определенной регулярностью, позволяющей вносить коррективы в текущие планы (бюджеты) предприятия.

На наш взгляд, мониторинг показателей должен осуществляться ежеквартально. В этом случае появляется возможность, используя в случае необходимости корректирующие мероприятия, повысить к концу года ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость, эффективность использования ресурсов и в целом финансовое состояние предприятия.

Также необходимо отметить, что для эффективного функционирования системы финансового контроллинга на предприятии должны быть выделены центры финансовой ответственности и организованы следующие элементы управления:

  • планирование и контроллинг, которые формируются на основе центров ответственности производственно-хозяйственной системы;
  • система управленческого учета, построенная на основе центров ответственности и их бюджетов;
  • информационные потоки (документооборот), которые позволяют оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности;
  • мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявление причин отклонений и формирование действий персонала в рамках центров ответственности.

Схема организации процесса оперативного финансового контроллинга представлена на рис. 2.

Процесс оперативного финансового контроллинга должен включать следующие этапы.

  1. Выбор ключевых показателей и определение целевых значений. В качестве целевых значений выступают плановые – для абсолютных показателей и рекомендуемые (или специально установленные для предприятия) – для относительных показателей.
  2. Установление определенных размеров существенных и несущественных, допустимых и критических отклонений фактических значений показателей от плановых (или рекомендуемых).
  3. Получение информации из управленческой информационной системы, т.е. фактических значений показателей финансового и управленческого учета, а также плановых показателей системы бюджетирования.
  4. Мониторинг и контроль абсолютных финансово-экономических показателей, т.е. анализ значений фактических показателей, сравнение с плановыми, оценка динамики.
  5. Оценка отклонений фактических показателей от плановых и выявление причин отклонений (факторный анализ).
  6. Мониторинг и контроль относительных показателей, т.е. анализ и оценка значений фактических показателей, сравнение с целевыми показателями, оценка динамики.
  7. Оценка отклонений и выявление причин отклонений фактических показателей от целевых (факторный анализ).
  8. Формирование комплексного отчета за период и разработка корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных негативных отклонений.
  9. Внесение корректировок в планы и реализация разработанных мероприятий. После этого осуществляется получение информации из управленческой информационной системы (этап 3) за следующий контрольный период с учетом реализации разработанных корректирующих мероприятий и повторяются этапы 4–9. А также информация, полученная на этапах 4 и 6, используется для перехода к этапу 10.
  10. Оценка эффективности разработанных в предыдущем периоде мероприятий. Мероприятия считаются эффективными, если в контрольном периоде удалось устранить имевшиеся ранее проблемы или показатели имеют позитивную динамику.

Если на протяжении нескольких отчетных периодов разработанные корректирующие мероприятия не являются эффективными и не удается достичь целевых показателей, то финансовые руководители предприятия рассматривают возможность или необходимость изменения целевых значений показателей, заложенных в планы.

Читайте также:
Определение финансового контроллинга, его функции, подсистемы и их взаимосвязь.
Как асимметрия информации и нефинансовые факторы влияют на инвестиционный выбор.
Кратко о концепции управления стоимостью фирмы и ее основных принципах.
Специфика фундаментального анализа и эффективность рынка.
Факторинг — это выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.
14:51
121
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Работа с отзывами, как важный фактор повышения качества обслуживания клиентов
Цифровые технологии изменили бизнес: клиенту достаточно сделать пару кликов, чтобы найти цену пониже, выбор пошире, расположение поудобнее.
Функциональный подход к управлению и его минусы
Преобладающее число современных компаний созданы по функциональному либо иерархическому принципу.
Преимущества факторинга для поставщика
Факторинг — это выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.
Основные виды факторинга
Факторинг — это новый финансовый механизм, относительно недавно появившийся на российском рынке. В основном им занимаются банки.
Типы клиентов в продажах
Для более эффективного взаимодействия с клиентами необходимо не только знать общие рекомендации, но и понимать типологию, особенности людей, с которыми мы взаимодействуем.
Факторы  качества обслуживания клиентов
​Можно выделить три фактора, которые имеют решающее значение для достижения успеха при работе с клиентами.
Рекламное сообщение: стратегия расширения границ
​Сегодня можно говорить о появлении новой стратегии рекламного воздействия, используемой во всем мире, — стратегии расширения границ рекламных сообщений.
КОММЕНТАРИИ
ВикТипы клиентов в продажах 21 день назад
А еще есть тип клиентов, которым фиг что продашь.
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
АртурЧто такое фундаментальный анализ? 2 месяца назад
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.