теория и практика бизнеса

Финансовый контроллинг на предприятии: структура и фунции

Определение финансового контроллинга, его функции, подсистемы и их взаимосвязь.
Финансовый контроллинг на предприятии: структура и фунции

Учитывая то, что финансовый контроллинг – это один из центральных блоков общей системы контроллинга предприятия, можно дать следующее определение: финансовый контроллинг – это информационно-контрольная система поддержки процесса принятия управленческих решений в финансовой сфере, интегрирующая процессы учета, планирования, контроля и анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия.

В то же время, по мнению многих ученых-экономистов, финансовый контроллинг следует рассматривать как элемент системы управления финансами предприятий и организаций, осуществляющий интеграцию информационно-аналитического обеспечения планирования, контроля и регулирования бизнес-процессов на основе комплексного использования стратегических и оператив-ных инструментов финансового управления.

В общем виде структуру и содержание системы финансового контроллинга на предприятии можно представить следующим образом (рис. 1).

Как видно из рисунка, комплексная модель финансового контроллинга в системе управления предприятием должна включать оперативный и стратегический контроллинг.

Стратегический контроллинг представляет собой систему стратегического управления. В поле его действия находятся подсистемы стратегического планирования и контроля при поддержке системы внешнего информационного обеспечения. Задача стратегического контроллинга – обеспечение методической, инструментальной поддержки системы управления организации при выработке миссии, стратегии, целей и задач.

Оперативный контроллинг ориентирован на систему оперативного управления. В поле его действия находятся подсистемы оперативного планирования и контроля при поддержке внутреннего информационного обеспечения. Основная задача оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной поддержки финансового менеджера в принятии решений, направленных на достижение запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде значений определенных показателей: прибыли, рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и др.

Оперативный контроллинг

Рассмотрим более подробно подсистему оперативного контроллинга, так как именно в ней выявляются проблемы в финансовой сфере предприятия и должны разрабатываться управленческие решения по устранению этих проблем.

Основной целью оперативного финансового контроллинга является обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия в краткосрочном периоде (как правило, один год). Задачи, способствующие достижению этой цели: обеспечение ликвидности, поддержание платежеспособности, обеспечение финансовой устойчивости, увеличение прибыли и рентабельности предприятия в текущем периоде, повышение эффективности использования ресурсов и капитала предприятия.

Функции контроллинга

В рамках реализации контрольной, информационно-аналитической, консультационной и координирующей функций финансового контроллинга осуществляются:

  • контроль формирования и использования активов, пассивов, доходов и расходов, прибыли, финансовых показателей эффективности в соответствии с планами и бюджетами;
  • сравнение значений фактических показателей с плановыми, выявление отклонений, а также анализ причин отклонений;
  • анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов и целевых показателей, выявление проблемных ситуаций;
  • разработка корректирующих мероприятий и создание системы принятия управленческих решений по отклонениям;
  • разработка предложений по достижению целей, совершенствованию деятельности предприятия, повышению финансовой устойчивости.

Для организации эффективной системы финансового контроллинга следует учитывать три важных составляющих аспекта: функциональный (цели, задачи, функции финансового контроллинга); организационно-управленческий (формирование структуры службы финансового контроллинга); инструментально-методический (совокупность методов, моделей, инструментов, процедур).

По материалам статьи: Гордина В.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ // Финансовый менеджмент, 2017, № 4

Читайте также:
Основные положения технологии контроля эффективности работы персонала в режиме реального времени.
Кратко о концепции управления стоимостью фирмы и ее основных принципах.
Как асимметрия информации и нефинансовые факторы влияют на инвестиционный выбор.
Как провести анализ субкультур, имеющихся в организации, и использовать их для ее целей.
Как быстро приспособиться к ускоряющимся изменениям во внешней среде фирмы.
Понятие CPIC и характеристика основных этапов цикла по улучшению качества работы фирмы.
Авторы делятся опытом внедрения системы бюджетирования на а ООО «Омсквинпром».
14:29
98
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Ребрендинг компании: этапы проведения
​Ребрендингом называют изменение фирменного стиля. Это может касаться как компании в целом, так и отдельной торговой марки.
Недостатки скоринга, как инструмента оценки платежеспособности
Кредитный скоринг — инструмент оценки платежеспособности лица, основанная на численных статистических методах.
Работа тренинговых групп: основные принципы
Вкратце опишем преимущества тренинговых групп, правила их работы, состав и ролевые позиции участников.
Использование социальных медиа на примере продвижения мегасобытий
Сегодня, помимо традиционных масс-медиа, организаторы мегасобытий увеличивают количество «точек касания» с целевой аудиторией за счет социальных медиа.
Что такое холл-тест
Холл-тест (hall-test) – это метод маркетинговых исследований, предполагающий тестирование отдельных качественных характеристик товаров в закрытом помещении (hall).
Мобильная реклама: перспективы роста
Ожидается, что к концу 2018 г. доля мобильной рекламы увеличится более чем вдвое и будет составлять 50,9% всей цифровой рекламы в мире.
Особенности поведения потребителей в социальных сетях
​В современном информационном обществе роль социальных сетей стремительно возрастает, что обуславливает их важность для продвижения товаров.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...