теория и практика бизнеса

Cистемный подход в управлении организацией: модель 7S

Как быстро приспособиться к ускоряющимся изменениям во внешней среде фирмы.
Cистемный подход в управлении организацией: модель 7S

Начиная с середины ХХ столетия, давление внешней среды на бизнес стало резко возрастать. Это проявлялось в существенном росте уровня изменчивости внешней среды, увеличении количества факторов, влияющих на бизнес, и повышении степени неопределенности.

В свою очередь, активизировался и процесс изменения подходов к управлению компанией. По сути, компания становилась все более открытой для взаимодействия с внешней средой, то есть изменения во внешней среде стали фактором, определяющим необходимость проведения изменений внутри компаний. Ведущие фирмы стали больше внимания уделять вопросам стратегического развития и системного подхода к управлению. Анализ внешней среды с позиции возможностей и угроз начал проводиться уже на этапе стратегического планирования. Более того, именно комбинация характеристик внешней среды (возможности и угрозы) и внутренней среды (сильные и слабые стороны) начинает определять стратегию развития компании. Еще один важный момент: все большую роль в развитии бизнеса начинает играть так называемая дальняя внешняя среда, описывающая факторы, которые влияют на бизнес опосредованно (например, изменения в стиле жизни, политические решения, технологические изменения, глобализация и т. д.).

Это отразилось и на инструментах стратегического управления: появилась концепция «стратегических окон», которые могут «открываться» и «закрываться» во времени. Одной из ключевых способностей компании становится способность увидеть и использовать их при разработке и реализации стратегии своего развития. С учетом возросшей скорости изменений во внешней среде важным фактором для компании становится ее способность быстро изменяться, так как именно она — это характеристика, определяющая жизнеспособность компании в долгосрочной перспективе.

Системный подход

Одним из подходов к формированию управления компанией, учитывающим необходимость проведения изменений, является системный. Его идея заключается в том, что организация представляет собой совокупность определенных блоков (элементов), тесно связанных между собой. Следовательно, изменение одного элемента приводит к необходимости изменений в других блоках модели. По сути, системный подход — способ мышления по отношению к компании, поэтому изменения в ней должны осуществляться системно, с учетом существующих связей и взаимного влияния элементов.

Системный подход по отношению к бизнесу принципиально важен в двух аспектах:

  •  в рамках разработки стратегии бизнеса (бизнес-направления) при определении долгосрочного конкурентного преимущества. Долгосрочность и защита от копирования конкурентами заключаются именно в поддержании конкурентного преимущества на уровне всех системных факторов (квалификации персонала как суммы навыков и знаний, стиля управления, базовых ценностей, организационной структуры и т. д.);
  • при проведении изменений в организации. В этом случае необходимо учитывать все составные части системы, то есть изменения должны касаться всех блоков организации.

Реализация системного подхода к управлению компанией требует высокой квалификации ее менеджмента и огромных усилий, однако и цена вопроса — быть или не быть.

Существует множество моделей, выделяющих те или иные факторы: от наиболее простых типа «магический треугольник» (стратегия, структура и корпоративная культура) до модели Берка-Литвина, содержащей свыше 10 факторов. Мы, с помощью таблицы, вкратце опишем одну из наиболее известных моделей — 7S. Ее авторы — Дж. Питерс, Р. Х. Уотермен и Дж. Р. Филипс.

Данная модель является совокупностью ключевых факторов, позволяющих рассматривать компанию как единое целое, осуществлять диагностику и необходимые изменения, разрабатывать и реализовывать стратегию.

Модель 7S

Элемент Описание
Стратегия Совокупность действий компании, нацеленных на формирование и удержание долгосрочных конкурентных преимуществ и рост стоимости бизнеса
Структура Схема организации, в которой описываются иерархия полномочий и подотчетность
Системы и процедуры Совокупность формальных правил, регламентирующих различные виды деятельности компании (например, система сбора маркетинговой информации, система управленческого учета, система планирования деятельности компании и т. д.)
Персонал Характеристика персонала компании и системы подбора, развития, мотивации
Стиль управления Характер действий ведущих управляющих для достижения целей фирмы
Сумма профессиональных навыков персонала Способности, отличающие персонал и фирму в целом
Совместно разделяемые ценности Важнейшие ценности или основополагающие концепции, которые доводятся до всех сотрудников компании

По материалам статьи: Тимошин А. Системный подход к управлению компанией // Менеджмент сегодня, №4, 2002 г.

Читайте также:
Понятие CPIC и характеристика основных этапов цикла по улучшению качества работы фирмы.
Как описать деятельность компании по созданию стоимости с помощью контекстной диаграммы и карты бизнес-процессов.
Задачи проектирования, уровни разработки и требования к организационной структуре.
Вопросы, позволяющие выявить возможные риски, связанные с внутренней средой.
Краткий разбор понятия "эффективность" применительно к какому-либо бизнес-процессу.
Кратко о концепции управления стоимостью фирмы и ее основных принципах.
Определение маркетинговой эффективности и действия по ее оценке.
16:55
120
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Ребрендинг компании: этапы проведения
​Ребрендингом называют изменение фирменного стиля. Это может касаться как компании в целом, так и отдельной торговой марки.
Недостатки скоринга, как инструмента оценки платежеспособности
Кредитный скоринг — инструмент оценки платежеспособности лица, основанная на численных статистических методах.
Работа тренинговых групп: основные принципы
Вкратце опишем преимущества тренинговых групп, правила их работы, состав и ролевые позиции участников.
Использование социальных медиа на примере продвижения мегасобытий
Сегодня, помимо традиционных масс-медиа, организаторы мегасобытий увеличивают количество «точек касания» с целевой аудиторией за счет социальных медиа.
Что такое холл-тест
Холл-тест (hall-test) – это метод маркетинговых исследований, предполагающий тестирование отдельных качественных характеристик товаров в закрытом помещении (hall).
Мобильная реклама: перспективы роста
Ожидается, что к концу 2018 г. доля мобильной рекламы увеличится более чем вдвое и будет составлять 50,9% всей цифровой рекламы в мире.
Особенности поведения потребителей в социальных сетях
​В современном информационном обществе роль социальных сетей стремительно возрастает, что обуславливает их важность для продвижения товаров.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...