теория и практика бизнеса

Инвестиционная модель и коэффициент Q Тобина

Исследование инвестиционного поведения, как правило, проводится с помощью регрессионной модели.
Инвестиционная модель и коэффициент Q Тобина

Зависимой переменной является нормированный объем инвестиций фирмы j в момент времени t.

Объясняющие переменные выстраиваются с учетом ряда факторов, среди которых наиболее часто встречаются такие фундаментальные, как инвестиции предыдущего периода, заработанные денежные средства текущего и предыдущих годов, накопленные денежные средства, рентабельность деятельности, выручка, оценка рынком инвестиционных перспектив (коэффициент Q Тобина), систематический и специфический риски.

В качестве нефундаментальных факторов часто рассматриваются структура собственности, доля собственности в руках топ-менеджеров, структура совета директоров, возраст и образование генерального директора, его психологический склад. Нетто-выручка используется в качестве прокси-показателя реального объема выпуска (производительности) компании (что характерно для исследований, касающихся инвестиций), денежный поток — в качестве прокси- показателя степени, в которой компания подвержена финансовым ограничениям, т. е. диагностируется потенциальный риск потери ликвидности, а Q Тобина рассматривается как показатель инвестиционных возможностей фирмы, потенциальных перспектив выгод инвестирования. Логарифм нетто-выручки и логарифм оценки активов компании выбираются в качестве прокси-показателей размера.

Модель выглядит следующим образом:

где Ij,t — инвестиции в реальные активы компании j, сделанные в отчетном периоде, inv(t);

Ajt — совокупные активы компании j на конец отчетного периода;

Ij,t–1 — инвестиции, сделанные компанией j в предыдущем периоде, inv(t–1);

Qj,t–1 — коэффициент Q Тобина компании j на конец предыдущего периода (как отношение рыночной оценки компании к балансовой);

CFj,t–1 — денежный поток компании j за предыдущий год;

Yj,t–1 — нетто-выручка компании j за предыдущий год;

log(Salesj,t) — логарифм нетто-выручки компании j за предыдущий год (млн руб.);

εt — случайная переменная.

Коэффициент Q Тобина в данном случае определяется как отношение рыночной стоимости к бухгалтерской на начало финансового года. Бухгалтерская стоимость компании рассчитывается как основные средства плюс запасы. Рыночная стоимость собственного ка питала компании в момент времени t (МСt ) оценивается по биржевым котировкам путем умножения цен закрытия (Pt ) на количество обращающихся акций (Et ) и взята в основном из отчетов эмитентов ценных бумаг, которые включают информацию из базы данных РТС. Денежный поток, генерированный компанией в предыдущем году, рассматривается в качестве прокси-показателя измерения степени влияния финансовых ограничений на инвестиционные решения компании, рассчитывается как сумма чистой прибыли и амортизации.

Поскольку изменение совокупных активов компании, обусловленное трансформациями текущих активов, таких как запасы или дебиторская задолженность, может быть связано условиями экономики, например рецессией, а изменения в строке «Основные средства» отражают осознанные решения, принимаемые менеджерами компании, инвестиции в модели рассчитываются как чистое изменение основных средств компании, оцененных по первоначальной стоимости (поступление за минусом выбытия). При расчете учитываются затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение предприятия, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты, увеличивающие стоимость основных средств.

Нна совершенном рынке капитала, равный доступ к которому имеют все компании, объем осуществляемых инвестиций должен определяться только экономической эффективностью рассматриваемых вариантов и, следовательно, не должен зависеть от доступности внутренних источников финансирования. В качестве прокси-показателя ожиданий относительно эффективности инвестиций используется показатель Q Тобина. В отсутствие финансовых ограничений при включении в модель обоих факторов — внутреннего денежного потока и Q Тобина — только коэффициент при Q должен оказаться значимым. Иными словами, при принятии решений фирмы учитывают только коэффициент Q, который является индикатором доходности будущих инвестиций, и не учитывают доступность капитала, необходимого для осуществления этих решений (поскольку, если рынок капитала совершенен, внешние и внутренние источники финансирования являются абсолютными субститутами).

По материалам статьи: Теплова Т. В., Панкова Е. В. Эмпирическое исследование влияния финансовых ограничений, определяемых размером компании, на инвестиционное поведение на российском рынке // Управление корпоративными финансами, №4, 2007 г.

Читайте также:
Как составить инвестиционную программу и организовать учет инвестиционной деятельности.
Как определить размер ставки дисконтирования для расчет срока окупаемости инвестиционного проекта.
Организация управления инвестиционным бюджетом на предприятии.
Как асимметрия информации и нефинансовые факторы влияют на инвестиционный выбор.
Как быстро приспособиться к ускоряющимся изменениям во внешней среде фирмы.
Страхование unit-linked – многофункциональный продукт, сочетающий преимущества страхования и инвестиций.
Почему люди иногда действуют нерационально и допускают банальные ошибки.
14:17
138
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Ребрендинг компании: этапы проведения
​Ребрендингом называют изменение фирменного стиля. Это может касаться как компании в целом, так и отдельной торговой марки.
Недостатки скоринга, как инструмента оценки платежеспособности
Кредитный скоринг — инструмент оценки платежеспособности лица, основанная на численных статистических методах.
Работа тренинговых групп: основные принципы
Вкратце опишем преимущества тренинговых групп, правила их работы, состав и ролевые позиции участников.
Использование социальных медиа на примере продвижения мегасобытий
Сегодня, помимо традиционных масс-медиа, организаторы мегасобытий увеличивают количество «точек касания» с целевой аудиторией за счет социальных медиа.
Что такое холл-тест
Холл-тест (hall-test) – это метод маркетинговых исследований, предполагающий тестирование отдельных качественных характеристик товаров в закрытом помещении (hall).
Мобильная реклама: перспективы роста
Ожидается, что к концу 2018 г. доля мобильной рекламы увеличится более чем вдвое и будет составлять 50,9% всей цифровой рекламы в мире.
Особенности поведения потребителей в социальных сетях
​В современном информационном обществе роль социальных сетей стремительно возрастает, что обуславливает их важность для продвижения товаров.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...