теория и практика бизнеса

Бюджет инвестиционных расходов: планирование и управление

Организация управления инвестиционным бюджетом на предприятии.
Бюджет инвестиционных расходов: планирование и управление

Подготовка инвестиционного бюджета — это этап стратегического планирования развития компании в перспективе. Данный процесс в крупной или средней компании является непрерывным, что затрудняет определение момента его начала. Тем не менее в первую очередь специалисты по стратегическому планированию позиционируют предприятие на рынке, анализируют возможности роста по разным направлениям бизнеса и потенциал компании по охвату данных направлений, а также предлагают руководству свое видение путей развития организации. Фактически работа специалистов, планирующих инвестиционные вложения на следующий год, начинается только тогда, когда задан вектор развития компании — обозначены перспективные направления, желательные объемы продаж и производства, определены источники возможного финансирования.

Рабочая комиссия

Предварительная работа, связанная с подготовкой инвестиционного бюджета, должна быть направлена на организацию работы технических специалистов в этом направлении. Можно предложить следующий вариант действий: специалисты-плановики, анализирующие себестоимость производимых продуктов или услуг, должны собрать рабочую комиссию, в которую войдут инженерно-технические специалисты и сотрудники планово-экономической службы по снижению себестоимости. Для работы комиссии потребуется информация, позволяющая определить состав затрат (удельную себестоимость). Члены рабочей комиссии (технический состав) должны увидеть основные источники возникновения высокой себестоимости и рассмотреть варианты ее существенного снижения.

Базовые параметры развития предприятия

Подготовка варианта сценария начинается после определения базовых параметров развития предприятия по данному сценарию. Как правило, в качестве таких показателей на любом предприятии рассматриваются объемы продаж, которые должны быть представлены в следующей детализации.

  1. Продажи по регионам. В сценарии данная информация будет использоваться для разработки инвестиционной программы по логистике и финансированию региональных сбытовых подразделений.
  2. Продажи по ассортиментным группам. В сценарии данная информация будет использоваться для разработки планов производства и распределения работы между разными производственными площадками с целью оптимизации производства, а также для определения потребностей в сырье и транспорте.
  3. Продажи по периодам. Эти данные будут использоваться для определения максимальных загрузочных периодов для оборудования и, как следствие, периодов простоя оборудования (как правило, в эти периоды необходимо производить модернизацию и ремонт оборудования либо установку нового оборудования).
  4. Продажи по сбытовым подразделениям или по крупным дилерам. Это самая сложная часть детализации, поскольку от дилеров необходимо получить информацию о том, какие объемы продукции они смогут реализовать. К сожалению, далеко не все дилеры способны рассчитать свои потребности, вследствие чего требуется самостоятельно оценить объемы возможных продаж.

На основе полученной информации прежде всего необходимо понять — будут ли увеличиваться производственные мощности компании или же предстоит только модернизировать существующее производство?

Система мотивации

Систему мотивации следует формировать до начала разработки инвестиционной программы, поскольку в дальнейшем, во-первых, потребуется сосредоточить усилия на других задачах (собственно подготовке бюджета), а во-вторых, каждый участник до начала планирования должен знать о разработанной системе. В таком случае шансы на повышение качества планирования увеличиваются

Система мотивации должна строиться с учетом таких ключевых показателей, как сроки реализации проекта и его стоимость, а также исходя из отклонений указанных параметров. Например, отклонение плюс / минус 10% от суммы и сроков выполнения проекта гарантирует выплату стопроцентной премии, отклонение плюс / минус 20% гарантирует выплату пятидесятипроцентной премии. Диапазон отклонений зависит от сроков выполнения проекта и его масштабов. Для небольшого кратковременного проекта и 5%-ное отклонение может быть недопустимым. Это в данном случае связано не с убытками компании, которые при небольших размерах проекта будут минимальными, а с дисциплинированностью руководителя проекта.

Служба инвестиционного бюджетирования

Формирование структурного подразделения по управлению инвестиционным бюджетом занимает достаточно продолжительный период, поскольку часто требуется привлечение сторонних специалистов, которых следует предварительно найти, отобрать, принять на работу и обучить. Данный процесс должен занимать не менее полугода — только тогда новый сотрудник начнет ориентироваться в структуре компании и специфике документооборота, а также выполнять свои функциональные обязанности. Отметим, что в работе над подготовкой инвестиционного бюджета принимают участие сотрудники бухгалтерии, которым необходимо иметь представление о том, какие будут созданы средства, когда планируется ввести их в состав основных средств предприятия, где и как их учесть. Как правило, при учете документов по инвестиционным проектам бухгалтерия сталкивается с такими проблемами, как определение проектных документов и их получение, поскольку они часто «оседают» у руководителей проектов. В этом случае следует разработать схему взаимодействия бухгалтерии и руководителей проектов и, возможно, порядок маркировки+ кодировки документов, если таковой отсутствует в управленческом учете.

Выполнив комплекс предварительных мероприятий, можно приступать непосредственно к инвестиционному планированию, которое в таком случае пройдет более успешно. Заранее проведенные работы позволяют сотрудникам в условиях дефицита времени сосредоточить усилия только на инвестиционном планировании. Кроме того, это способствует минимизации потока инвестиционных заявок от подразделений, а следовательно, компания будет осуществлять действительно необходимые ей в конкретный период капиталовложения.

По материалам статьи: Рябков А.В. С чего следует начинать подготовку инвестиционного бюджета // Управление корпоративными финансами, №6, 2007 г.

Читайте также:
Как составить инвестиционную программу и организовать учет инвестиционной деятельности.
Как определить размер ставки дисконтирования для расчет срока окупаемости инвестиционного проекта.
Исследование инвестиционного поведения, как правило, проводится с помощью регрессионной модели.
Как асимметрия информации и нефинансовые факторы влияют на инвестиционный выбор.
Страхование unit-linked – многофункциональный продукт, сочетающий преимущества страхования и инвестиций.
Почему люди иногда действуют нерационально и допускают банальные ошибки.
Специфика фундаментального анализа и эффективность рынка.
13:11
117
RSS
Алина
13:26
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Зачем нужен маркетинг?
Некоторые директора и владельцы своего бизнеса считают рекламу и маркетинг неизбежным злом .
Каналы маркетинговых коммуникаций в сегменте b2b
Выбор оптимальных каналов коммуникации — одна из главных задач специалиста по коммуникациям, при этом он должен осуществляться в рамках единой стратегии.
Как понравиться работнику: факторы привлекательности работодателя
Чем компания может привлечь нужного ей специалиста.
Оценка работы контакт-центра (на пример банка)
Для оценки качества обслуживания клиентов операторами целесообразно применение комбинированного показателя качества, состоящего из нескольких методов оценки.
Методика оценки эффективности работы офисов банка
​Несмотря на желание банков перевести клиентов в каналы самообслуживания, офисы продолжают оставаться основной точкой контакта.
Менеджмент и бюрократия
Чем бюрократия может повредить коммерческой организации и что с ней делать.
Планирование продаж, как инструмент мотивации для сотрудников
Как превратить процесс планирования сбыта в мотивирующий фактор для менеджеров и продавцов.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...