теория и практика бизнеса

Учет инвестиционных затрат предприятия

Как составить инвестиционную программу и организовать учет инвестиционной деятельности.
Учет инвестиционных затрат предприятия

Планирование инвестиционных вложений (инвестиционное планирование) на предприятии должно начинаться со стратегического планирования. Необходимо изначально определить цели существования и развития предприятия, для того чтобы разработать более конкретные инвестиционные программы их реализации. Стратегия развития предприятия может основываться либо на дальнейшем росте, либо на поддержании определенных производственных мощностей, что в любом случае подразумевает инвестиционные вложения.

Инвестиционная программа

Обычно планирование инвестиций производится в соответствии с определенными разделами годовой инвестиционной программы, такими как:

  • увеличение производственных мощностей
  • сокращение издержек
  • экологические мероприятия
  • социальные мероприятия

Эти разделы, позволяют определить направления расходования инвестиционных средств. Годовая инвестиционная программа является частью годового бюджета компании в системе бюджетирования. Годовая инвестиционная программа — это основной документ компании, согласно которому она ведет инвестиционную деятельность. Обычно детальная подготовка годовой инвестиционной программы начинается одновременно с подготовкой бюджета компании на следующий год. Можно провести подготовку инвестиционных программ без детализации на более продолжительный период для планирования инвестиционных расходов на более длительные сроки. Иногда это просто необходимо, особенно при проектном финансировании инвестиций банками (например, Европейским банком реконструкции и развития) либо при заключении долгосрочных инвестиционных контрактов.

Управленческий учет инвестиций

Для того чтобы основные принципы управленческого учета инвестиций не оставались пустыми словами, а были реализованы, следует соблюдать ряд условий. Пользователями данных должны быть руководители компании, а также ее собственники. Это означает, что информацию в учете необходимо максимально детализировать: это приведет к тому, что потом ее можно будет анализировать в различных управленческих аспектах. Поясним: в строительной отрасли учет стройматериалов можно вести по-разному, например, информация о том, сколько свай отпущено складом объектам строительства, безусловно, важна, но для анализа оборачиваемости средств недостаточно знать только ее. Учет должен предоставлять данные о сроках отпуска свай в производство, а также о сроках реального использования свай в строительстве. Анализ, содержащий все эти данные, позволит определить время, в течение которого сваи не были задействованы, оптимизировать их количество на складе, пересмотреть условия договоров поставки.

Перечень целей, которых необходимо достичь, должен трансформироваться в перечень мероприятий, которые надо осуществить для реализации этих целей; каждое из таких мероприятий (как правило, в их разработке участвуют основные технические службы) после определения их общего количества и сроков исполнения будет называться инвестиционным проектом. Важно понимать, что чаще всего целей можно достичь различными способами, среди которых следует выбирать наименее затратные. Так, например, увеличить мощности оборудования можно, установив новое оборудование, проведя модернизацию старого или же снизив потери от выпуска бракованной и некачественной продукции. Если необходимо незначительное увеличение мощностей, то мы советуем произвести определенные расчеты и определить наиболее выгодный путь. Такие расчеты совместно осуществляют плановые и технические службы.

Службы, предлагающие новый проект, обязаны предоставить полное и всестороннее его описание, в котором должны содержаться основные параметры проекта:

  • его наименование;
  • цель;
  • стоимость;
  • сроки выполнения;
  • экономический эффект от его реализации4
  • график реализации; 
  • графики поступлений и расходования денежных средств по проекту (возможно также составление бюджетов движения денежных средств по каждому из проектов).

Для этого специалисты по учету инвестиций разрабатывают типовую форму описания проекта, которую предлагается заполнять, описывая каждый планируемый проект. Кроме того, важно заранее определить, какие ресурсы предприятия будут отвлечены на реализацию проекта, какие специалисты станут участниками реализации и кого назначат руководителем проекта. На этом предварительном этапе важно проработать схемы взаимодействия служб компании. Дело в том, что руководителем проекта может быть назначен менеджер среднего звена, которому часть служб компании не будет подчиняться функционально. Из-за этого при реализации проекта могут возникнуть определенные сложности: «затягивание» сроков, перекладывание ответственности и т. д. Во избежание данных явлений следует определить порядок взаимодействия и полномочия руководителя проекта.

Практика показывает, что удобным является создание отдельной формы описания для каждого проекта, описывающей все параметры проекта, взаимодействие служб и графики реализации. На разных предприятиях такому документу дают различные названия, наиболее часто употребляются следующие: паспорт проекта, титул проекта, драфт проекта. Кстати, паспорта проектов содержат информацию о сроках ввода объектов, на основании которой бухгалтерия может планировать ввод основных средств в эксплуатацию, начисление амортизации, работу по определению полной стоимости объекта, чтобы заранее подготовить необходимые документы для государственной регистрации вновь созданных объектов (как правило, это характерно для объектов недвижимости). Более того, руководители проектов могут использовать паспорта проектов и в повседневной деятельности — в этом случае паспорт должен включать в себя необходимые технические подробности.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта

Каждый проект, попадающий в инвестиционную программу, должен иметь экономическую составляющую. Для прибыльных проектов это прежде всего расчеты окупаемости — NPV, IRR. Для проектов, экономическая нецелесообразность которых очевидна, важно составить смету необходимых затрат. Отметим, что для принятия решения о реализации проекта совсем не обязательно получить подтверждение его экономической эффективности. Существуют социальные проекты, проекты, направленные на улучшение экологии производства, проекты, улучшающие инфраструктуру, все они не приносят прямой экономический эффект.

Мы настоятельно рекомендуем не только обеспечивать расчет экономической эффективности или сметы работ до реализации проекта, но и обозначать на разных стадиях его подготовки так называемые реперные точки, в которых также рассчитываются экономические показатели, — это позволит оценивать эффект от реализации проекта на разных стадиях этого процесса во избежание потерь в том случае, если проект в силу ряда обстоятельств станет неокупаемым или непозволительно затратным. В отношении выбора реперных точек можно рекомендовать следующее: назначать повторные расчеты стоит перед совершением очередных крупных платежей по проекту или перед началом тех стадий реализации, остановка которых обойдется дороже, чем продолжение строительства. Несомненно, в данном случае мы говорим о крупных для предприятия проектах, реализуемых в течение многих месяцев или лет. Реперные точки мелких проектов не настолько важны, чтобы нести трудозатраты на их дополнительные расчеты.

По завершении проекта следует еще раз просчитать его экономическую эффективность уже по факту. Расчеты, проводимые после реализации проекта, осуществляемые по той же схеме, что и ранее, но с обновленными данными, позволяют сделать выводы о фактической экономической эффективности проекта. Кроме того, эта информация, во-первых, может помочь принять решение о развитии этого проекта или реализации подобных проектов на других производственных площадках компании, если таковые имеются; а во-вторых, позволит оценить возможность подобных затрат в будущем, если проекты получат дальнейшее развитие.

Отметим, что в расчетах экономическую эффективность может обеспечить как дополнительно принесенная прибыль, так и экономия на затратах.

По материалам статьи: Рябков В.А. Практика учета инвестиционных затрат предприятия // Управление корпоративными финансами, №5, 2005 г.

Читайте также:
Как определить размер ставки дисконтирования для расчет срока окупаемости инвестиционного проекта.
Исследование инвестиционного поведения, как правило, проводится с помощью регрессионной модели.
Как издательско-полиграфическая фирма «Эгри-92» автоматизировала управленческий учет.
Сравнение учета гудвилла и нематериальных активов в РПБУ и МСФО.
Основные факторы возникновения риска финансовой (бухгалтерской) отчетности.
11:48
136
RSS
Алина
12:14
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управленческом. Надо указывать в заголовке.
Загрузка...
НОВЫЕ СТАТЬИ
Зачем нужен маркетинг?
Некоторые директора и владельцы своего бизнеса считают рекламу и маркетинг неизбежным злом .
Каналы маркетинговых коммуникаций в сегменте b2b
Выбор оптимальных каналов коммуникации — одна из главных задач специалиста по коммуникациям, при этом он должен осуществляться в рамках единой стратегии.
Как понравиться работнику: факторы привлекательности работодателя
Чем компания может привлечь нужного ей специалиста.
Оценка работы контакт-центра (на пример банка)
Для оценки качества обслуживания клиентов операторами целесообразно применение комбинированного показателя качества, состоящего из нескольких методов оценки.
Методика оценки эффективности работы офисов банка
​Несмотря на желание банков перевести клиентов в каналы самообслуживания, офисы продолжают оставаться основной точкой контакта.
Менеджмент и бюрократия
Чем бюрократия может повредить коммерческой организации и что с ней делать.
Планирование продаж, как инструмент мотивации для сотрудников
Как превратить процесс планирования сбыта в мотивирующий фактор для менеджеров и продавцов.
КОММЕНТАРИИ
Весь смысл статьи — в кризис снижайте цены )
При эффективном рынке фундаментальный анализ, как впрочем и технический, тоже не...
Руководитель всегда придумает, как повернуть дело в свою пользу в ущерб акционер...
Здесь нужно учитывать затраты на перепродажу лидов.
Зачем менеджеру по продажам оклад?
Древний пример. Сейчас есть коробочные корпоративные информационные системы для ...
Когда нет точной информации для принятия решения, для придания веса своему мнени...
В России значение организационной культуры переоценено
Очень много воды. Мало информации по непосредственно бюджетированию.
Я думала, что здесь о бухгалтерском учете затрат на инвестиции, а не об управлен...